Своевременное внесение удобрений и химических препаратов (подкормок, гербицидов, десикантов и др.) позволяет повысить урожайность культур, защитить сельскохозяйственные растения от сорняков, вредителей и болезнетворных бактерий, а также ускорить процессы дефолиации и десикации. Для достижения этих целей фермерские хозяйства используют различную специализированную технику, включая тракторы, самоходные опрыскиватели и авиацию (самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и т. п.). С точки зрения финансовых затрат традиционные наземные методы экономичнее, однако авиахимобработка полей является более эффективным и технологичным решением, которое позволяет сократить потери урожая и убытки сельскохозяйственного предприятия.
Основное преимущество защиты растений при помощи авиационной техники заключается в оперативности. Самоходные опрыскиватели и машины с распылителями различных конструкций, проводящие распыление химических веществ с поверхности земли, часто не в силах закончить работы в намеченные агротехнические сроки. Обычно это связано с состоянием подъездных путей, высокой влажностью почвы или высотой сельхозкультур.
По подсчетам экспертов Российской академии сельскохозяйственных наук, потенциальные потери от несвоевременного внесения средств дезинсекции и гербицидов в среднем по стране могут составить от 20,5 до 45,9 млн тонн зерна. Избежать этого удается благодаря реализации ряда с/х мероприятий, к которым относится и услуга по авиаобработке растений. Ни одно другое техническое средство не сравнится по скорости распыления химических препаратов (общего и узконаправленного действия) с летательными аппаратами. Например, самолет марки «Бекас» может обработать за час площадь в 150 га, в то время как трактор за день способен пройти только 70 га.
Также после авиахимобработки на полях не остается колеи от прошедшей техники, что позволяет сберечь до 8 % будущего урожая. Кроме того, только авиация в состоянии вносить удобрения на обширные территории сельскохозяйственных угодий в ранневесенний период, когда земля еще талая и мерзлая. Поэтому, принимая во внимание перечисленные факты, можно утверждать, что при грамотном планировании авиаобработка не только полностью оправдывает вложения, но и позволяет увеличить прибыль фермерского хозяйства.
Наиболее распространенной техникой, выполняющей авиационно-химические работы в сельскохозяйственных регионах России, долгие годы были самолет Ан-2 (или кукурузник) и вертолет Ми-2. Они способны выполнять любые типы обработки, хотя в последнее время в основном используются при внекорневой подкормке больших площадей, а также защите посевов зерновых культур и риса от болезней и борьбе с вредителями.
Сравнение эффективности воздушных и наземных решений
Вид техники | Самолет | Самоходный опрыскиватель | Вертолет | Самолет |
---|---|---|---|---|
Модель | Zenair CH 800 | Apache AS1230 | Robinson R44 | Ан-2 |
Кол-во гектар за час | 27 | 33 | 34 | 61 |
Кол-во гектар за сезон | 10 955 | 13 083 | 15 539 | 24 561 |
Все большую популярность среди аграриев набирает сверхлегкая авиация (СЛА). К этой категории относятся летательные аппараты, взлетная масса которых не превышает 495 кг. Это всевозможные мотодельтапланы (МД-50 СХ) и гирокоптеры (Xenon-2) со специальным оборудованием, самолеты (МАИ-223), а также вертолеты (Robinson R22). Подобная техника позволяет экономить на горючем, но способна работать исключительно с малыми дозами препаратов (от 4 до 15 л/га), поэтому обычно применяется при авиахимобработке небольших полей.
Перспективным направлением, которое еще не получило широкого распространения в РФ среди агропромышленных компаний, является эксплуатация беспилотных летательных аппаратов (или дронов). Как правило, БПЛА используются в сельском хозяйстве в комплексе с другой воздушной техникой — для аэросъемки и планирования дальнейших агрохимических работ. Однако при необходимости специализированные беспилотники способны самостоятельно выполнить авиаобработку растений на отдельных участках. Например, БПЛА DJI Agras MG-1 может поднять до 10 литров жидкости и обработать за час полета до 4 га.